Соединенные Штаты – страна большая и неоднородная с очень мобильным населением. По статистике, средняя американская семья дважды за поколение меняет место жительства. Люди едут туда, где лучше, поэтому спор между западным и восточным побережьем – обычное дело. Состязание между противоположными частями страны носит культурный, образовательный, экономический и даже кулинарный характер. Спорят обо всем – где выше зарплаты, чьи реперы лучше, где море красивее, и, конечно же, где бургеры вкуснее.
Чтобы спор был предметным, нужно сравнивать доступные блюда, еду, которую может попробовать любой местный житель или турист, впервые посетивший США. Итак:
В остальном – никаких ограничений.
Чтобы определить лидера на каждом побережье, мы проанализировали маркетинговые исследования, опросы потребителей и отзывы, которые посетители ресторанов оставляют в онлайн путеводителях и каталогах. В первую очередь учитывалось мнение самих американцев, пробовавших бургеры на Востоке и Западе.
Удивительно, но по опросам клиентов, отзывам и другим признакам, первые места занимают не самые крупные и не самые известные в мире сети. Бургер Кинг, Сабвей и другие популярные франшизы не входят даже в первую пятерку. Возможно, большие бренды побеждают по общим показателям, включающим качество обслуживания, цены и удобство парковки. Но, что касается вкуса именно бургеров, лидерские позиции прочно удерживают небольшие, а иногда и молодые, франшизы.
На западе доминирует In-N-Out, довольно старый бренд, открывший свой первый ресторан еще 69 лет тому назад – в октябре 1948 года. Сеть распространена только на Тихоокеанском побережье и в некоторых Юго-Западных штатах. Компанией до сих пор владеет Линси Снайдер, внучка основателя, Гарри Снайдера.
Главный ресторан сети находится в Голливуде, на знаменитом Бульваре Сансет, рядом с киностудиями и Аллеей звезд.
Во всех бургерах содержится не менее двух унций (больше 57 г) котлет из говядины, прожаренных до состояния medium-well. Единственное исключение, это чизбургеры, в которых мясо заменено на сыр, обжаренный на гриле. Остальные ингредиенты – помидоры, нарезанный вручную лук и латук, и фирменный соус. Подается это в чуть поджаренной булочке.
Соус – это модификация классического американского «Тысяча островов», состоящего из майонеза, кетчупа, мелко порубленного сладкого перца и небольшого количества острого чили. Остальные ингредиенты сеть держит под строжайшим секретом.
Франшиза использует говядину собственного производства. Мясо обязательно должно быть свежим, рубят его очень мелко.
Клиентам предлагается выбирать из четырех вариантов добавления лука в бургеры:
Центральное место в меню франшизы занимает двойной бургер Double-double. Свежая булочка, испеченная по старому рецепту на медленном огне. Два кусочка твердого сыра и две говяжьи котлеты, сделанные из фарша без каких-либо добавок. Сырой или поджаренный лук, по выбору клиента, салат латук, обязательно нарезанный вручную. Последний штрих – свежие помидоры и фирменный соус.
На Атлантике бал правит сеть Shake Shack, молодое предприятие, основанное в июле 2004 года Дэнни Мейером. Несмотря на столь юный возраст, франшиза успела выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу и превратиться из частной компании в акционерное общество. В Shake Shack подается не только газировка, но и пиво, и даже вино собственной торговой марки.
Главный ресторан франшизы находится в центре Нью-Йорка, в парке Мэдисон-сквер. В этом месте сходятся три главные улицы города – Пятая авеню, Бродвей и 23-я улица. Заведение пользуется такой бешеной популярностью, что летом стояние в очереди может занять более часа. Среди клиентов сети много раз видели Барака Обаму.
Главный принцип компании – использование только мяса коров породы Ангус, не содержащего антибиотиков или гормонов роста. Котлеты прожариваются до состояния medium. В ресторанах сети не пекут своих булочек, а используют продукцию известного бренда - Martin’s Potato Roll. Характерной чертой этих хлебобулочных изделий является использование картофельного крахмала вместе с пшеничной мукой.
Все дополнительные ингредиенты – салат-латук, помидоры, маринованные огурцы и лук кладутся по желанию клиентов. Можно выбрать любое их сочетание.
Для вегетарианцев предлагаются бургеры, в которых вместо мясных котлет идут грибы, приготовленные по рецепту «Портобелло». Шампиньоны долго жарятся на маленьком огне.
Главное блюдо в меню – двойной или одинарный ShackBurger. Интересно, что франшиза не гонится за большим размером. Даже двойной бургер легко помещается в руке. Напоминает классический чизбургер – большая говяжья котлета, на ней кусочек сыра, несколько колец помидора, лист салата-латука и булочка. В бургер добавляется фирменный соус – ShackSauce, секрет приготовления которого не раскрывается.
Насколько просто найти лучшую закусочную на каждом побережье, настолько же сложно выбрать самое вкусное побережье. Тут даже известные ресторанные критики, фуд-блогеры и ведущие кулинарных рубрик теряют объективность.
Если обзор или комментарий пишет представитель Запада, вы прочтете что-то вроде: «В уютных залах, расположенных под золотой стрелочкой In-N-Out, вас ждут простые и понятные бургеры с неповторимым вкусом». А если вы увидели «Это наши закусочные Shake Shack, расположенные у наших парков и стадионов, где подаются вкуснейшие бургеры, приготовленные для людей», - то знайте, что автор живет на Востоке.
Одно можно сказать точно – ваша поездка в США будет неполной, если вы не попробуете ShackBurger и Double-double.